Отрывки из истории курдов

0 коммент.

Персидская и армянская традиции однозначно под именем Аждахака подразумевают последнего мидийского царя Астиага.  Общеизвестно, что ранние письменные источники, в частности, древнеармянские, последнего мидийского царя Астиага называли Аждахак («Дракон»), а всех мидийцев - рожденными от змей — марами. Армянский исследователь второй половины ХIХ века  К. Хачатуров,  продолжая эту традицию, пишет об «Астиаге (Аждахаке), царе курдов»[30]. Другой армянский исследователь второй половины XIX в. Худобашев, с опорой на  высокий авторитет других армянских историков (Чамчьян. «История Армении»; Индиджян. Географическое описание всей земли армянской и ее жителей»»), пишет, что «курды произошли от мидян, известных между армянами под общим названием МАРКЬ. Курдами они  называются потому, что, во времена существования древнего Армянского царства, жили в той части  Армении, которая называлась тогда Кордрик или Корд, а ныне называется Курдистаном»[31]. Далее автор сообщает, что эти курдские племена, пришедшие в Армению под «предводительством Мидийских князей», а «именно, в Кордрик и Мокк, поселились в них и были названы курдами[32]». Далее он пишет, что «Мидяне пришли в Армению в царствование Багратуни, — и жили в нынешних «пашалыках — Ванском, Мушском, Баязидском», «управляясь своими эмирами или беями». Они живут, и до настоящего времени, на тех же «местах и называются курдами»[33]. В ареале своего обитания курдские племена известны своими курдскими названиями: курды, живущие в Баязидским пашалыке, называют себя не Баязидли, но Сливанлы, потому что весь этот округ известен у них под именем Сливан; в Богеш, Муш, Сассунн и проч., называют себя Рошки и сам округ — Рошкан»[34]. Касателно этнонима  «сасун», согласно армянским перданиям (Моисея Хоренаци), «санасуны-сасунцы происходят от Санасара, сына ассирийского царя Синнахериба», то есть, армяне сасунцев первоначально не связывают с армянами, а выдвигают последующей арменизации этих «ассирийцев» армянами. И это несмотря на то, что Сасун свой этноним получил от курдского племени сасуни, а все христанское население Сасуна вплоть до массового своего исхода в 1915-16 гг. исключительно говорили на курдском языке, вся топонимия местности также на курдском, а сасунцы еще и в 60-70-е годы свои свадьбы и похоронные обычаи справляли по курдским обычаям и на курдском языке.
Vk.com/kurdishcenter

Leave a Reply