Мечты Эрдогана о новой Османской империи

0 коммент.
Турецкий премьер-министр мыслит масштабными историческими категориями: турки должны вернуться туда, где они раньше правили. Однако телевизионный сериал о Сулеймане Великолепном плохо вписывается в эту концепцию. Вот уже в течение примерно трех лет турецкая внешняя политика представляется в западных средствах массовой информации как нео-османская, то есть как попытка сегодняшней Турции реконструировать в современной форме сферу влияния (если не сказать сферу правления) бывшей Османской империи. И на протяжении этих же трех лет турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутоглу не устает повторять, что это вздор.
Новое «открытие Востока» (некоторые предпочитают называть это «поворотом спиной к Западу») является всего лишь нормализацией ситуации, утверждает турецкий министр иностранных дел. Турция, по его словам, должна интересоваться своими соседями, чего она до последнего времени не делала.

Это звучало все менее экспансивно, все менее агрессивно, даже прагматично и рационально. Но, к сожалению, старательному министру иностранных дел противоречит его собственный шеф. Премьер-министр страны заявил в привычной для себя откровенной манере о том, что Турция будет активно вовлекаться в дела этого региона, поскольку прежде он был частью Османской империи. «Нами движет дух, создавший империю османов», - заявил Эрдоган.
Затем он перешел к  критике оппозиции, задавшей  вполне уместный вопрос : что Турция потеряла в палестинской полосе Газа, в североафриканском Судане и в охваченной гражданской войной Сирии? Не лучше ли было  проявлять активность в Брюсселе,  чтобы форсировать вступление Турции в Европейский союз? «Мы должны идти туда, где были наши предки», - подчеркнул Эрдоган. Это, значит,  от Сербии до Каспийского моря, от Йемена до Алжира?
Вообще это довольно странное понимание внешней политики – не материальные интересы, а верность заветам предков якобы должна направить турецкие знамена во все те страны, где столетия назад развевались турецкие флаги. В таком случае речь должна идти также о Косово, Албании, Боснии – вплоть до Венгрии, не говоря уже о воротах Вены.
На самом деле расширению турецких интересов в районе Балкан пока уделяется слишком мало внимания. Экономические отношения, частично связанные с экономическим давлением, а также создание турецких школ Гюлена представляют собой векторы этого продвижения вперед. Это часть той политики, которая, по мнению Давутоглу, должна превратить Турцию в «гравитационный центр», по крайней мере, одного региона, а, возможно, и всего мира в целом. К числу сателлитов, которые будут вращаться вокруг него, относятся, согласно этим представлением, не только Ближний Восток, но и Балканы.

Для подкрепления своей нео-османской риторики Эрдоган в последнее время охотно предается воспоминаниям о военных победах, одержанных над христианскими державами. Примерно два месяца назад он призвал молодежь взять для себя в качестве примера Алп-Арслана (с 1063 года по 1072 он был султаном Великих сельджуков), который в 1071 году одержал решающую победу над Византийской империей и проложил путь в Анатолию.
Теперь Эрдоган упоминает еще одно сражение: «Нами движет дух мучеников Думлупынара». Это было решающее сражение против греков во время турецкой освободительной войны в 1922 году, поскольку  Греция после окончания Первой мировой войны с согласия западных держав оккупировала некоторые территории Турции.
Бросается в глаза, что Эрдоган говорит о своей приверженности османскому наследию и охотно ссылается при этом на военные сражения. Однако он приводит в качестве примера только те битвы, которые непосредственно не связаны с периодом османского правления.
Турки времен битвы при Манцикерте были известны как сельджуки, и их победа относится к предосманскому периоду. А в 1922 году Ататюрк возглавлял турецких повстанцев, и именно основатель современной Турции упразднил халифат и султанат.


Борис Калноки (Boris Kalnoki), Чигдем Топрак (Ciqdem Toprak) и Дитрих Александер (Diertich Alexander), ("Die Welt", Германия)

Leave a Reply