Рабочая партия Курдистана, Абдулла Оджалан и курдский ультраправый консерватизм

0 коммент.

Курды (самоназвание: курманджи) – северо-западный ираноязычный народ, потомки мидян, численностью более 40 млн. человек. В древности, по сообщению Геродота (История. Кн. VII, 62), мидян звали ариями. Слово “арийцы” в поздней форме трансформировалось в “иранцы”.


В силу региональной раздробленности и исторической разобщенности, курды имеют диалекты, имеющие минимальные или существенные отличия. В основном, курды живут в областях, которые в общем и в историческом плане принято называть Курдистаном – восточная Анатолия, север новоявленного государства Ирак, северо-восток Сирии и северо-запад шариатского Ирана (не путать с Арианой/Ираном древности). Курды, как и прочие крупные этносы, весьма неоднородны (в расовом плане – европеоиды, представлены почти всеми типами от т.н. северного до т.н. южного), хотя и в большинстве своем признают свое общее происхождение. Все им подобные числом народы возникали на различном племенном субстрате, однако, если, например, французы и итальянцы сумели в целом отодвинуть второстепенные различия, поставив на первое место общенациональную идентичность, то курдам это не удалось пока что.
В мире существует множество народов, не имеющих национального государства. Но не все, как курды, воюют за его создание с противниками. Южные курды в Ираке смогли на основной территории расселения создать автономию с широкими правами (де-факто государство внутри государства). После гражданской войны в Сирии западные курды также воспользовались ситуацией и взяли под контроль свои основные земли, которые они считают исконными.
Нечто похожее на автономию на короткий срок создавали и восточные курды в Иране (столицей объявили Мехабад) в 1946 г., однако шариатский режим жестко разрушил его. В 20-х годах XX в. был создан Курдистанский автономный уезд в югокавказском регионе. По инициативе азербайджанских политических деятелей он также был упразднен и ликвидирован.
В это же время создается северокурдский комитет “Хойбун” (Независимость). Русский профессор курдовед Михаил Семенович Лазарев особо делает акцент на их правом характере идеологии: “Создание комитета “Хойбун” стало этапом в истории курдского национализма, который вышел, можно сказать, из узких страновых рамок на международную арену, обзаведясь и региональными, и более широкими связями… Так, “Хойбун” гласно проявлял крайний национализм, агитируя уже не за “независимый”, а за “великий” Курдистан, т.е. за объединение всех курдов в одном государстве. Крайними националистическими лозунгами был полон, в частности, главный печатный орган “Хойбуна” журнал “Хавар” (Призыв)” (М.С. Лазарев. Курдистан и курдский вопрос (1923-1945). М., 2005. С. 106).
Наиболее ожесточенная борьба проходит у северных курдов Восточной Анатолии, чьи земли составляют наибольшую часть от всей территории Большого Курдистана. Именно из числа северных курдов вышла Партия рабочих Курдистана (курд. Partiya Karkerên Kurdistan, PKK; в русскоязычной прессе чаще употребляется вариант Рабочая Партия Курдистана – РПК). Ее основателем был Абдулла Оджалан, ставший после ареста турецкой властью в 1999 г. Узником Совести, символом национально-освободительной борьбы уже всех курдов. На примере ПКК мы рассмотрим особенности курдской “правизны” или национал-патриотизма.
Свою партию Дядя (курд. Apo), как его почтенно называют курды, организовал в конце 70-х. Но нас должна в рамках данной статьи интересовать не история и деятельность ПКК, а ее идеологическая доктрина. Как известно, ПКК рассматривается масс-медиа в качестве “левацкой боевой группы” наподобие баскской ЭТА или ирландской ИРА. В популярной электронной энциклопедии дается определение, что идеология партии была синтезом революционного социализма и курдского национализма, однако потом Оджалан официально отказался от марксистских заблуждений (Abdullah Öcalan, Prison Writings: The Roots of Civilisation, 2007, Pluto Press. P. 243-277).

Курдский ребенок на митинге в поддержку А. Оджалана

Стократно право следующее разъяснение причины того, почему похожие на ПКК организации возникали на “левых” идеях (грамматика сохранена):
“«Но они же все - леваки!» – скажите не в меру «правый» читатель. Действительно многие (но отнюдь не все) европейские регионалистские организации стоят на марксистских позициях. Это связано, прежде всего, с теми ошибками, которые допустили правые и фашистские режимы в первой половине XX века. Например, режим Франко сделал все для того что бы консервативные и очень набожные баски создали левореволюционную ЭТА. Раз угнетатели были правыми, то национально-освободительные движения становились левыми. Такой вот нелепый каприз Истории. Но борьба этих движений идет ,прежде всего, за сохранение своего языка и культуры, за кровь и почву, за наследие предков. То есть они борются за тоже, что и мы, только гораздо лучше и эффективнее”.
Нынче после Второй Мировой войны, которая ознаменовала собой борьбу “правого альянса” против либерал-демократических и социалистических сил, причисление себя к националистам стало правилом дурного тона.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что курды, рассчитывающие на поддержку западных стран, себя никогда громогласно не назовут правыми. Ведь тогда в них будут видеть не только “террористов”, но еще и “фашистов” (тем паче, турецкий агитпроп этим активно занимается). Курды, несомненно, осознают двойные стандарты членов НАТО и ООН, кои одобряют бомбежку Югославии, а курдов, воюющих на своих угнетенных землях (где курдов сажали в тюрьму даже из-за разговора на своем родном древнем языке), причисляют к “террористам”. Лишние враги никому не нужны, благо в Европе находятся здравомыслящие политики, признающие оправданность войны курдского народа в Курдистане и поэтому не хотят видеть квазигосударство анатолийских тюрок в составе ЕС.

Скриншот с типичным примером “очернения” ПКК – “турецкий” пользователь создал на сайте www.youtube.com страницу, в которой представляет ПКК фашистской

В личной беседе автору этих строк представитель Партии рабочих Курдистана заявлял очевидное, что если бы понятие “национализм” не ассоциировался с гитлеризмом, то ПКК самые что ни на есть националисты и патриоты, выступающие за любовь и преданность своему народу и Отчизне. Слово “нацист”, сокращенное от гитлеристского слова “национал-социалист”, путается со словом “националист”.
Лаконично расшифровывал понятие национализма кембриджский профессор Э. Геллнер: "Это – принцип, требующий, чтобы политические и этнические единицы совпадали, а также, чтобы управляемые и управляющие внутри данной политической единицы принадлежали к одному этносу" (Э. Геллнер. Нации и национализм. М., 1991. С. 5).
Люди из Партии в интервью с журналистами всегда подчеркивают, что не являются “левой партией”, ПКК давно уже “отказалась от марксистских идей и стала чаще говорить о культурной автономии и языковых правах” (3 сентября 2012 г., “Бои турецкой армии с курдами привели к десяткам погибших”. // Русская служба BBC). Они, учитывая конфессиональную пестроту курдов, выбрали светскую направленность, хотя и симпатизируют заратуштризму (в греческой форме – зороастризм), т.к. понимают, что это – курдская культура, мифология, обычаи и традиции.

Территория расселения курдов, где разными цветами указаны диалектные группы

Еще в старых трудах А. Оджалана мы можем найти правые закамуфлированные предпосылки. Как уже говорилось выше, вследствие стереотипа со словом “национализм”, апочисты (от курдского слова “apo” – “дядя”, то есть, последователи Оджалана) его не употребляют, зато активно говорят о патриотизме, что для мировоззрения “левых” в целом является также редким исключением:
“Одна из основных характеристик борца ПКК – патриотизм… он является непременным элементом, делающим человека борцом. Приобретенные борцом патриотические чувства и сознание это означает, признание национальной и социальной действительности… Борец обязан хорошо представлять, любить, ценить особенности своей Родины и верить в необходимость еще большего ее возвеличения (жирный шрифт здесь и далее мой – Г.К.)… Как должен воплощаться патриотизм в борце? Мы уже подчеркнули, что нужно знать и любить Родину. В условиях, когда страна захвачена и оккупирована самым жестоким и подлым образом, ясно что это обстоятельство должно вызвать в борце мощное стремление к идее независимости… патриотизм в современных конкретных условиях сегодняшнего Курдистана получает конкретное выражение в национальном движении сопротивления и выступает в качестве сопротивленца в этой борьбе… Борец – это человек, который знает как пожертвовать всем, во имя Родины, и как ставить любовь к Родине выше всяких связей и идеалов” (А. Оджалан. Проблема личности в Курдистане, особенности революционного борца и партийная жизнь. Ер., 1994. Сс. 139-142).
И хотя он образно рассматривает турецкую власть, ведущую кемалистскую политику тюркизации (ассимиляции) всего населения Анатолии, как якобы “фашистскую”, но объясняет это тем, что они стремятся “полностью уничтожить национальные особенности курдистанского народа” (А. Оджалан. Курдистанская действительность с XIX века по настоящее время и движение РПК. Изд. “Axîna Welat”. М., 1998. С. 267).
В социальных сетях мне доводилось наблюдать показательную полемику между социалистами. Один из них вопрошал (привожу слова утрировано): как может Оджалан быть “левым”, если он постоянно говорит о народе и Отчизне? В ответ были приведены его старые сочинения с социалистической тематикой. Но мы уже рассмотрели вопрос, с чем связан “уклон влево” для национально-освободительных движений. В своих прошлых книгах Оджалан проявляет чрезмерный курдский колорит в своем видении “социализма”.

А. Оджалан
Оджалан обронил такую фразу: “Классические коммунистические партии, давно уже превратившиеся в социал-демократические, в настоящее время далеки от того, чтобы представлять рабочий класс и его революционные завоевания, а их буржуазно-соглашательское руководство далеко от того, чтобы представлять революцию в освободительных движениях угнетенных наций и народов” (А. Оджалан. Социализм и проблема революции. Изд. “Axîna Welat”. М., 1996. С. 34).
И это при том, что нынешнее политическое крыло ПКК (Партия Мира и Демократии, курд. – Partiya Aştî û Demokrasiyê) по примеру многих европейских партий придерживается социал-демократии и он, долгое время находясь в заточении, рассуждает о якобы превосходстве демократии в деле управления государством и том, что “без коммунального уклада и демократического рефлекса невозможно развитие общества” (В защиту народа. Перевод с тур. Я.С. Балаян, К.М. Джабраилов. М., 2007. С. 406; см. также аналогичные суждения в “Манифесте демократического общества. Социология свободы”). Как тут не вспомнить слова бывшего социалиста и основателя фашизма Б. Муссолини:“Только мертвецы и идиоты не меняют собственных мнений. Мы разумные люди и мы их меняем”?
Не может быть сомнений, что утопическая идеология не отвечает тем задачам, что поставили перед собой курды. Как признается сам Апо, “облику курдского народа я посвятил большую часть своей защитной речи. Чрезмерный тяжелый гнет господствующих сил в значительной степени подавил свободу и самобытность курдов…” (В защиту народа. Перевод с тур. Я.С. Балаян, К.М. Джабраилов. М., 2007. С. 399).
Курды не должны бояться терминологии, которую постоянно подтасовывают и искажают на свой лад все, кому не лень. В этой связи лично я предлагаю понятие правого консерватизма как наиболее точного или условно использовать термин курдизм. Но дело-то не в терминах, а в сущности. Каждый народ имеет право на самоопределение и самосохранение. Нет ничего негативного в том, что истинные курды не желают национальной и культурной ассимиляции, остаются в патриархальном устроении семьи и общества. Левые же идеологии напрочь отрицают или же не придают особого значения этим вопросам, отбрасывая национальный и культурный вопрос позади своего учения. Несостоятельность социализма в его основополагающих аспектах видна на примере СССР и Кубы.
В эпоху глобализации и космополитизма, которая становится все более явной, любой народ может сражаться за свои народные и государственные ценности. Нет принуждения для несогласных; вольному, как говорится, – воля!
Em Kurdin (курд.) — “Мы – курды”

Георгиуш Кашахи

Leave a Reply